Эти опасения обоснованны и традиционны. Почему я должен чувствовать себя в городе, когда живу в деревне?! В то же время и по грязи пробираться не хочется… Как можно лить ее через игольное ушко? Здесь очень поможет ландшафтный архитектор. Со свежим взглядом и идеями о том, что работает на селе, а чего точно делать не следует.
Квадрат – чего нельзя делать?
Совершенно не нужно подходить к этому вопросу жестко: делаем парковку на четыре автомобиля размером 12×12 метров и с серым бетонным покрытием, не оценивая:
а) сколько места на самом деле нужно для помещения (или действительно четыре машины и сколько места им действительно нужно?);
б) не учитывая выбор покрытия (неужели оно серое?).
Если ответ положительный, то для четырех машин ландшафтный архитектор, войдя во двор загородного дома, тоже будет тем, кто скажет: «Дорогие друзья! Всегда думайте о том, что мы не создаем узость!» В любом случае, пока есть возможность, у вас должна быть возможность развернуть машину, а не выезжать со двора с задницей. Я сам вожу машину уже двадцать лет и думаю, что делаю это неплохо, но еще я не люблю ездить задним ходом. А если бы мне приходилось это делать каждый день… Причем в районе, позволяющем сделать нормальный разворот! Зачем беспокоиться?! Кроме того, трудовая жизнь в сельской местности, как правило, отличается от трудовой жизни в городе. В городе мы паркуемся медленно и разумно, а за городом нужно действовать быстро: подъехать, выпрыгнуть из машины, быстро что-нибудь схватить, снова ехать! Тогда место должно быть больше.
Очень важно оценить, где покрытие действительно необходимо, а где его можно компенсировать усиленным газоном, прореженным покрытием и обойтись без твердого покрытия. Эко-тротуар, когда он засыпает ячейки землей, засеивает траву, но по нему можно ходить и даже ездить на машине, он тоже не предназначен для сельского пейзажа. Трава, засеянная в ячейках брусчатки, обычно плохо растет, а сам брусчатка, независимо от производителя, имеет свойство осыпаться по краям.
В площади необходимо создать конкретное и понятное деление, где, например, будет парковка, где проезжая часть, где пешеходная дорожка, и какими элементами следует разграничивать эти зоны, чтобы оно не было обезличенным. , просто серая мощеная площадь, похожая на магазин. Жизнь надо представить! Этого можно добиться различными способами.
Какой материал выбрать?
Для загородного дома это, конечно, будет натуральный материал. Для покрытия площадей и дорожек используются гравий, галька, гранитная крошка. Правильно построенный рыхлый тротуар – с акцентом на правильно построенный – служит очень хорошо, во дворе не будет грязи. Однако за таким покрытием сложно ухаживать: оно покрыто листьями, зимой сложно чистить снег. Поэтому люди по-прежнему выбирают брусчатку. В таком случае для загородного дома лучше подойдет натуральная брусчатка – булыжник, щебень – но она дорогая и ходить по ней в обуви на высоком каблуке (когда это необходимо!) не получится. Бетонное покрытие осталось. Надо сказать, сейчас это не плохой вариант. Базовое бетонное покрытие имеет множество оттенков. В сельском ландшафте есть места, где уместно и бетонное покрытие с поверхностной обработкой. Производитель предлагает интересные решения – здесь есть как нескользящая брусчатка с врезанными в верхний слой кусочками мрамора или базальта, которые сверкают на солнце и выглядят богато, так и поверхность, промытая пескоструйным аппаратом, когда на ней видны более крупные камни. Объединив все это, можно получить обзор ближе к природе.
Также важно выбирать естественные тона. В сельской местности они обычно коричневые, серые, черные. Это также дает ощущение большой площади. Можно комбинировать различные узоры: круги, квадраты, линии – что угодно оживит большую площадь. В худшем случае серый тротуар тоже можно собрать в разные узоры. В своих объектах я часто уговариваю даже технически подкованных мужчин оформить посреди площади клумбу с цветами или травами или цветущими кустами, а если не хочется полоть и возиться, то газон или фрагмент цветочной поляны тоже красиво. Объезд выполнен в виде круга. В аккуратном дачном пейзаже всегда есть двор, и тогда можно попытаться соединить все элементы таким образом, чтобы оживить мощеную площадку посередине.
Скажу честно, за последний год ко мне ни один клиент не подошел и не сказал: «Хотим самое дешевое». Конечно, самым дешевым является обычное серое бетонное покрытие. Хотя у него также есть разные размеры, с которыми можно играть. Однако я за то, чтобы в сельской местности использовать натуральный материал. Какие-то грани, акценты, даже чуть-чуть — чеканный гранит, мелкие камешки размером 5×5 сантиметров. Пропускаем одну линию, но – правильно построенная линия значительно оживит поле. При этом следует помнить, что по натуральному гранитному тротуару вы не будете ходить на высоких каблуках. Так что есть участки, где обязательно нужен ровный асфальт – там, где вы выходите из машины и где зимой придется расчищать снег.
Есть также участки, где требуется твердая поверхность, но не так строго. Затем мы положили туда круглые валуны. На мой взгляд, отличное решение! По нему можно будет проехать на машине, и колеи не останется, и газон не повредится. Конечно, между натуральными камнями вырастет мох, и это может не понравиться людям перфекционистам, желающим, чтобы все было чисто и чисто. Хотя я считаю, что мох подходит для сельской местности.
С укладкой не нужно спешить
Одно дело прорисовать все в проекте, но первое, что я всегда говорю клиентам: «Вы там будете жить. И куда ты пойдешь, такими и будут твои привычки. Я могу рассказать вам, как это выглядит для меня со стороны, но я могу ошибаться». Именно это недавно произошло с некоторыми очень крутыми клиентами. Мы спланировали хорошее, правильное место для машин — вне поля зрения, удобный подъезд к жилому дому и флигелю, рядом с сауной, как будто все в порядке. Но реальность жизни показала совсем другое. Там, где владельцы создали место для парковки своих автомобилей, они также продолжали их ставить. Мы переработали план так, как получилось на самом деле. В свою очередь они поблагодарили меня за то, что я предупредил их, чтобы они не торопились с брусчаткой, а сначала пожили в доме.
Поэтому главное не торопиться с тротуаром!
С другой стороны, если процесс торопится и запланированные площади и дорожки прокладываются сразу, в результате люди часто по ним не ходят. Наивно надеяться, что они со временем адаптируются.
Качество дорожного покрытия – кот в мешке?
Не совсем. Если вы не привлекаете специалиста к выбору тротуарной плитки, я рекомендую вам заранее провести тщательное исследование. Информацию можно найти в Интернете обо всем. Насколько это вероятно? Я лично доверяю строителям, потому что и как ландшафтный архитектор могу сказать, что визуально мне нравится эта брусчатка, но я не уверен в ее качестве. Поэтому, если меня интересует брусчатка от производителя, я звоню знающим асфальтоукладчикам и у которых могу спросить: «Послушайте, что вы скажете об этом производителе? Каков ваш многолетний опыт работы с их тротуаром? Были ли проблемы?» Вот как я получаю информацию.
Какие проблемы существуют? Прежде всего, крошится поверхность дорожного покрытия, начинает отслаиваться верхний слой. Во-вторых, подвести не до конца пропеченную брусчатку, сломать углы кирпичей. В-третьих, принесите тротуар, который уже не тот. Человек заказал, например, черный и серый, который стандартен, но цвет не отличается по палитре, но уже в одной палитре есть кирпичи разных оттенков. С ними асфальтоукладчику сложно работать. Именно с плохим качеством в первую очередь борется асфальтоукладчик, а потом уже сам хозяин. Если есть несколько претензий к одному производителю, я стараюсь предупредить покупателя или выбрать товар другого производителя. По опыту могу сказать, что у нас в Латвии есть несколько хороших производителей.
Также может случиться так, что купить небольшое количество того или иного покрытия невозможно. Поэтому я всегда говорю своим клиентам: если в проекте парковки есть нарисованный рисунок и вы покупаете тротуарную плитку сами, то закажите ее прямо сейчас, прежде чем начинать искать, кто ее уложит. Предупреждаю, что бывает и такое — в этом году готовят основание тротуара, но в следующем году его заасфальтируют, потому что в этом году соответствующего дорожного материала не будет. Производитель распродает продукцию в сезон и не производит тротуарную плитку зимой.
На что обратить внимание при выборе цвета?
Чистота и интенсивность цветовых тонов не определяются Латвийским стандартом. Цветовой тон формируется из используемого в процессе производства песка, тона цементного клинкера и добавленного пигмента, и это важно учитывать. Например, коричневый и красный брусчатка – у каждого производителя они очень разные! Дьявол кроется в деталях!
Следует отметить, что черное бетонное покрытие бывает черным только во влажном состоянии, в принципе оно имеет темно-серый цвет. И – чем больше времени проходит, тем светлее становится асфальт. Это касается всех цветов: в сухую и солнечную погоду тон покрытия всегда будет более тусклым, а во влажную погоду цвета будут более выразительными.
Тротуар зеленого цвета не очень подходит для сельского пейзажа. Это выглядит поразительно неестественно.
Интересные тональности можно получить, используя черный брусчатку и черный брусчатку с обработкой поверхности – она уже не гладкая, а шероховатая, и цвет сразу приобретает другой тон. Мне очень нравится такой эффект, когда с помощью одноцветной брусчатки можно добиться интересных узоров, и это уже не монотонный, сплошной участок.
Сегодня актуально колормикс или многотонное мощение , когда, смешивая одновременно два-три разных цвета, можно добиться визуально необычного эффекта. Например, популярна осенняя тема, характеризующаяся желто-оранжевой цветовой гаммой, есть и другие цветовые сочетания. Однако с ними надо быть очень осторожными — есть места, где подходит колормикс и где такие бетонные кирпичи можно комбинировать так, что дорожное покрытие не получается однородным, но при укладке их на больших площадях возможен обратный эффект — кажется, что кто-то действительно пролил банку с краской и не подместил ее!
Сколько стоит работа?
Прежде всего необходимо уточнить, что хотят понять владельцы дома при встрече с ландшафтным архитектором и дизайнером паркинга и какой результат они хотят получить.
4 варианта сотрудничества
Консультация . Я приехал в конкретное место и осмотрел объект на природе, пообщался с владельцами. Потом даю консультацию, так как вижу решение ситуации, но без рисования. Это популярный вариант, если собственники в принципе уже знают, что и как они хотят сделать, им просто нужно значимое мнение со стороны, подтверждение специалиста, что задуманное пройдет хорошо.
Эскизы . Я выехал на объект, оценил ситуацию и после общения с собственниками дал эскизные решения. Обычно их два или три, чтобы у человека была возможность выбора. В эскизах указаны материалы, которые планируется использовать, тип и размер дорожного покрытия. Например, сколько серого бетонного покрытия, сколько коричневого тротуара, вставок из какого материала.
Детализация . В этом варианте также разрабатываются вертикальная планировка территории, план покрытия, характеристики элементов озеленения, все крепления, размеры. Дайте один строителю, и он поймет абсолютно все, что нужно сделать, от А до Я. На плане указаны разрезы пирога с брусчаткой, сколько нужно щебня и все остальное. Каждая вещь описана до мельчайших подробностей. План также включает соответствующие планы грядок и растений, если таковые имеются.
Авторский надзор за строительством. Третий вариант + я подписываю договор, что контролирую все работы. Обычно такое случается на крупных объектах, но такие договоры заключаются и с владельцами загородных домов. «Я вообще ничего не понимаю в брусчатке… Приходите, посмотрите, все ли асфальтоукладчики правильно делают», — рассуждают хозяева.
Фактически цена работ может определяться только индивидуально для каждого объекта. Все зависит от его местоположения, площади, рельефа, сложности.